Вы просматриваете: Главная > Достопримечательности севера Израиля > Гробницы еврейских мудрецов в Тверии

Гробницы еврейских мудрецов в Тверии

Смотреть начало (Тверия)

Тверия входит в четверку священных для евреев городов, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом. Там находятся величайшие национальные святыни иудаизма – места захоронения великих еврейских мудрецов.

Гробница Рабби Меира - одно из наиболее посещаемых захоронений в Тверии
Гробница Рабби Меира – одно из наиболее посещаемых захоронений в Тверии

Святыни иудаизма в Тверии

Среди которых гробницы:

  • рабби Иоханана Бен-Закая,
  • рабби Акивы,
  • рабби Меира Баал-а Неса,
  • рабби Моше бен-Маймона (Рамбама — Маймонида).

Религиозные евреи, посещая их могилы, обращаются к Творцу с просьбами и молитвами. Ибо верят, что молитвы, произнесенные на могилах великих праведников, обладают чудодейственной силой и способствуют обретению мира в семье, излечению от тяжелых недугов, зачатию детей, решению финансовых и прочих проблем.

О жизни и деяниях этих великих еврейских мудрецов, нашедших упокоение в древнем городе, хотелось бы рассказать поподробней.

Самый лучший способ для осмотра святынь – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать здесь.

Аренда автомобилей по выгодным ценам - 600*90

Рабби Иоханан Бен-Закай

Йоханан бен Закай (ок. 30 г. до н.э.-73 г. н.э.) – танна второго поколения, ученик Галлеля и Шаммая, глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма.

Известно, что кроме скрижалей завета с десятью заповедями Моисей на горе Синай получил от Всевышнего еще и устные заповеди, часть которых записал – Письменная Тора (Пятикнижие Моисеево). Другая часть устных заповедей – Устная Тора, ее содержание передавалось из поколения в поколение в устном виде в течение 15 веков, и было записано уже после разрушения Второго Иерусалимского Храма, образовав многотомное произведение Талмуд.

Согласно древнему повествованию Йоханан бен Закай предвидя взятие в 70 году н.э. Иерусалима римлянами и опасаясь, что это событие может прервать цепочку передачи устной Торы, решил самостоятельно провести переговоры с римским военачальником Титом Веспасианом.

Он полагал, что сохранить центры изучения Торы, гораздо важнее, чем отстоять политическую независимость. Для этого ему необходимо было покинуть осажденный Иерусалим, но обороняющиеся запрещали жителям покидать город.

Тогда Йоханан бен Закай распустил слух о своей кончине, на тот момент было уже порядка ста лет. А двое его учеников, завернули его в саван и вынесли за ворота города для погребения.

Оказавшись за пределами Иерусалима, Йоханан бен Закай направился в лагерь римлян, где приветствовал Тита Веспасиана, как будущего императора. На что Тит возразил, что он всего лишь полководец, а не император. Но в этот момент к нему прискакал гонец из Рима с известием, что армия провозгласила его императором.

Пораженный Тит Веспасиан пообещал наградить еврейского мудреца, благодаря чему у еврее появилась возможность изучать Тору. Впоследствии Йоханан бен Закай основал центр изучения Торы в городе Явне, куда после взятия Иерусалима перебралось большинство деятелей в области изучения Торы того времени.

Гробницы рабби Иоханана Бен-Закая  и его отца находится в самом центре современной Тверии рядом с гробницей рабби Моше бен-Маймона (Рамбама — Маймонида).

Рабби Йоханан бен Закай
Гробницы Рабби Йоханана бен Закая и его отца находятся в самом центре Тверии

IMG_20171124_183331

Рабби Акива

Рабби Акива (17 г. – 137 г. н.э.) – один из величайших мудрецов Израиля, законоучитель, основоположник систематизации Устной Торы.

Рабби Акива был беден и не знатен по происхождению. До 40 лет он не только не изучал Тору, но и читать не умел. Зарабатывал на жизнь тем, что пас стада своего будущего богатого тестя.

Дочь хозяина Рахель, заметив в нем хорошие душевные качества, изъявила желание выйти за него замуж, при условии, что он начнет изучить Тору. Поженились они вопреки тому, что отец Рахель и слышать не хотел о выборе дочери. В результате он выгнал дочь и зятя из дома, лишив их наследства.

Жили они в совершенной бедности, чтобы прокормить семью, Рабби Акива вынужден был собирать хворост, часть из которого удавалось продать. Но слово свое, данное Рахель перед свадьбой, он сдержал.

Для начала он вместе с сыном пошел в школу и начал учиться читать. Через некоторое время он уже превзошел своих учителей. После этого, получив разрешение от Рахель, Рабби Акива покинул семью и ушел изучать Тору в религиозной школе в Явне. Все заботы о семье легли тогда на плечи Рахель.

А Рабби Акива прожив долгие 24 года в отрыве о семьи, посвятил все свое время изучению Торы. В результате он достиг высшей степени раввинской учености. Слава о нем разнеслась по всему миру и к нему стали стекаться ученики, число которых доходило до 24 тысяч. И когда он в сопровождении своих учеников вернулся домой, то тесть восстановил дочь и зятя в наследстве.

Уже в преклонном возрасте Рабби Акива становится активным сторонником и участником восстания Бар-Кохбы против римского императора Андриана. Осознав, что в основе самоотверженности еврее лежит их вера, Андриан запретил, под страхом смертной казни, изучение Торы и соблюдение ее заповедей.

После подавления восстания Бар-Кохбы Рабби Акива был схвачен римлянами и заточен в тюрьму за то, что вопреки запрету продолжал обучать евреев Торе. На сцене амфитеатра в Кейсарии он был подвергнут мучительной казне: палачи содрали с него кожу железными крюками.

Рабби Акива
Гробница рабби Акивы в Тверии

Могила Рабби Акивы находится на въезде в Тверию. Ее принято посещать в Йом Кипур.

Рахель
Гробница жены рабби Акивы Рахель в Тверии

Почитают в Израиле и память о его жене Рахель. Ее могила находится в Тверии недалеко кладбища. К могиле ведут указатели.

Рабби Меир Баал а-Нес

Рабби Меир Баал а-Нес – один из пяти последних учеников Рабби Акивы, ставший известным законоучителем середины 2 века н.э. Он считается одним из главных составителей Устной Торы (Талмуда). Вплоть до поколения Рабби Меира Тора передавалась устно – от отца к сыну.

Рабби Меир Баал а-Нес был образованным человеком, он зарабатывал на жизнь, будучи переписчиком Торы и свитков. Жил он в Тверии, в тяжелые для евреев времена, после разгрома восстания Бар-Кохбы. Его жизнь была полна трагических событий, он потерял все что имел, счастье, любовь, семью. Но сумел выстоять, не пасть духом, став в итоге великим Праведником.

Умер он в изгнании, за пределами горячо любимой Святой Земли. Говорят, что перед смертью он распорядился, чтобы его гроб поставили у моря и как можно скорее перевезли на Святую Землю.

Баал а-Нес переводится с иврита как Чудотворец. Ни один из Праведников не удостоился такого количества преданий и легенд, как Рабби Меир Баал а-Нес. Совершая чудеса и добродетели, помогая людям при жизни, он и после смерти продолжает творить свои благодеяния.

Могила Рабби Меира является одной из наиболее посещаемых захоронений в Тверии. На его могилу приходят в надежде на поддержку и чудо. К нему обращаются с мольбой об обретения потерь, причем как материальных (ключи, кошелек, мобильник), так и духовных (утрата жизненных сил, любви близкого человека, терпения, смысла жизни).

Считается, что свою просьбу обязательно нужно подкрепить пожертвованием на благотворительные цели, произнеся при этом знаменитую фразу: “Бог Меира, внемли мне!”

После посещения его могилы рассказывают о чудесах обретения, просветления и озарения. Не удивительно, что могилу Рабби Меира почитают не только евреи, но и арабы, и друзы, и даже христиане. Место его захоронения отличается от могил других Праведников, нашедших упокоение в древнем городе.

Комплекс находится в красивом месте, на возвышенности у южного въезда в Тверию, неподалеку от минеральных источников Хамей Тверия. Он включает в себя: здания с белым и голубым куполом, в которых расположены мавзолей и синагога; стоянку и небольшой рынок, где можно купить свечи, амулеты и сувениры.

Рабби Меир Баал-а Нес
Гробница рабби Меира Баал-а Неса в Тверии

Комплекс был построен в 1867 году. Поразительно, откуда взялись деньги у бедной еврейской общины Тверии, едва пережившей последствия разрушительного землетрясения 1827 года, на реализацию такого масштабного проекта?

Говорят, что и здесь не обошлось без участия Рабби Меира. В 1742 году в еврейской общине Тверии был введен новый метод сбора пожертвований. Метод заключался в том, что каждый еврей, где бы он не находился, перед зажиганием субботних свечей опускал шекель на пожертвование в копилку Тверии. При этом нужно было обязательно произнести имя – Рабби Меир Баал а-Нес.

В результате за 125 лет средств собралось достаточно для строительства мавзолея. А этот метод сбора пожертвований, кстати сказать, успешно применяется и в наши дни.

Гробница рабби Меира Баал-а Неса в Тверии
Гробница рабби Меира Баал-а Неса в Тверии

В комплексе есть несколько входов, предназначенных в отдельности для мужчин и женщин, откуда можно получить доступ к могиле великого Праведника. Добавив ко всему этому столики для пикника, детскую площадку, веселую еврейскую музыку и пляски хасидов – можно получить полную картину посещения данной Святыни в праздник.

Посещать могилу Рабби Меира принято на второй день праздника Песах. Считается, что он умер в этот день. Любой другой день тоже подходит для посещения. Здесь всегда многолюдно, часто проводятся различные торжества и праздники.

Существует поверье, что Рабби Меир Баал а-Нес похоронен стоя с посохом в руках, и как только придет Мессия он, не теряя ни минуты, отправиться его встречать.

Рабби Моше бен Маймон

Рабби Моше бен Маймон (1135 — 1204) – выдающийся врач, раввин, философ, разносторонний ученый. Духовный руководитель религиозного еврейства своего поколения.

Рамбам – аббревиатура от Рабби Моше бен Маймон, принятая в еврейских кругах. В европейской литературе он известен как Маймонид, по латинской форме имени. В русской литературе его нередко называют – Моисем Египетским.

Родился и вырос Рамбам в Испании, где получил весьма хорошее светское образование в области: математики, философии, астрономии, естествознания и медицины. Его отец, почитаемый в общине деятель, стал для него первым учителем в изучении Торы.

В 1165 году вместе с семьей отца он прибыл в Акко. Здесь Рамбам начинает изучать сокровенные разделы Торы (Каббала). Это было не простое время, Акко тогда был городом крестоносцев-католиков. По всей видимости, еврею Рамбаму показалось, что находиться среди мусульман комфортней, чем среди европейцев запада. После смерти отца он принимает решение переехать в Египет и поселиться в Каире.

В Египте он лечил, учил, занимался исследованиями и писал свои труды. Являясь руководителем еврейской общины Египта, обладая обширными знаниями, он становится духовным лидером своего времени. В Египет со всего Средиземноморья стекаются ученики, чтобы послушать его проповеди и публичные лекции по философии, медицине и естествознанию.

Сохранились его медицинские трактаты, которые не менее значимы, чем произведения Авиценны, и пользовались большой популярностью у врачей, как Востока, так и Запада. Незаурядные способности Рамбама привлекли внимание султана Сулеймана, властителя Египта. Рамбам на долгие годы становится личным врачом султана, не оставляя при этом обычной врачебной практики.

Так и не приняв при жизни предложение, вернуться в Святую Землю Рамбам до конца своих дней прожил в Египте. Но, после смерти завещал похоронить его в Тверии. Слава о нем была так велика, что в день его кончины в Каире был объявлен трехдневный траур, как евреями, так и мусульманами. А когда через восемь дней весть о его смерти достигла Иерусалима, то в святом городе был объявлен пост и траур.

Tiberias40
Гробница Рабби Моше бен Маймон (Рамбама) находится в самом центре Тверии

В 1205 году гроб с телом Рамбама был доставлен в Тверию. Гробница Рабби Моше бен Маймон (Рамбама) находится в самом центре города, рядом с могилами Рабби Йоханана бен Закая и его отца. Она красиво оформлена и видна издалека. Рядом с гробницей располагается музей наследия Рамбама.

Над воротами гробницы надпись на иврите: «От Моши (Моисея) до Моши (Рамбама) не было такого Моши». Именно, так говорили его современники, потрясенные его уходом.

IMG_20171124_183134
В гробнице Рабби Моше бен Маймон (Рамбама)

На его могилу приходят в надежде на чудо исцеления от болезней. Сведущие люди советуют прикоснуться больным местом к надгробию, а если это не возможно, то сначала коснуться рукой надгробия, а затем приложить ее к больному месту. Невероятно, но чудеса случаются и боль отступает.

Если у пришедшего болят внутренние органы или душа, то одного прикосновения не достаточно, здесь не обойтись без молитвы. Причем молиться можно своими словами, идущими от самого сердца, а в конце нужно попросить о выздоровлении.

Считается что могила Рамбама – это единственное захоронение, среди всех почитаемых на Святой земле, которое полностью подтверждено археологией. При раскопках здесь был найдена могильная плита с его именем.

Смотреть начало (Тверия)


Оставить отзыв