Вы просматриваете: Главная > Христианские святыни > Храм Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме

ВИФЛЕЕМ

Вифлеем – город на западном берегу реки Иордан, расположенный  в 9 км к югу от Иерусалима, находящийся под управлением Палестинской национальной администрации.

Название Вифлеем в переводе с иврита «дом хлеба» (Бе́йт-Ле́хем), арабы называют его «домом плоти» (Бе́йт-Ла́хм), ветхозаветное название города Ефрафа – «плодоносный». Все три названия означают «обилие, богатство, плодородие».

Вифлеем – город, в котором каждый уголок святыня. Один из древнейших городов мира, первые упоминания о нем относятся к XIV веку до н.э. Согласно ветхозаветной первой книге Царств, в Вифлееме родился и был помазан на царство царь Давид, поэтому его называют городом Давидовым.

Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, и почитается у христиан, как второй по святости город после Иерусалима. Храм Рождества Христова в Вифлееме – величайшая святыня христианского мира. Сюда приезжают с просьбами о помощи, и с благодарностью за исцеление.  «Храм Яслей», как его еще называют, – построен над пещерой Рождества, где согласно  Евангелию, Дева Мария родила младенца Иисуса.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Как же получилось так, что Иосиф с Девой  Марией, которая была на последнем сроке беременности, оказались в Вифлееме? Дело в том, что в те времена в далеком от Иудеи Риме решили переписать всех подданных, чтобы знать точное количество налогоплательщиков. Согласно повелению кесаря Августа, при проведении переписи населения Иудеи, каждый должен был явиться и зарегистрироваться в том городе, откуда он родом.

Поэтому старцу Иосифу, бедному потомку царя Давида, и Деве Марии, принадлежавшей к тому же роду по отцу своему Иоакиму, ничего не оставалось делать, как направиться из Назарета в город Давидов, именуемый Вифлеемом.

Когда поздно вечером Иосиф с Марией прибыли в Вифлеем, то свободных мест в гостинице не осталось. В  библейские времена вокруг города простирались пастбища, где пастухи пасли овец и коз. Чтобы укрыться от дождя и зноя они вырубали в скалах пещеры, в которые загоняли свои стада в плохую погоду. В одной из таких пещер, в так называемом «вертепе», и нашло приют в ночь под Рождество Святое семейство.

И вот в этом самом месте настало время Богородице родить. И родила Богородица  младенца Иисуса, спеленала его и положила в ясли на сено. Сейчас уже мало кто знает, что такое ясли на самом деле. Трудно себе представить, что первой колыбелью для новорожденного Иисуса стала кормушка для скота (ясли).

Здесь и нашли младенца пастухи, посланные ангелом. Позднее сюда прибыли, ведомые Вифлеемской звездой, волхвы (мудрецы) с востока, чтобы поклониться Царю Иудейскому, и преподнести ему свои дары: золото, ладан и смирну.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

История храма

С первых веков христианства Вифлеем был в особом почтении у паломников, тысячи людей приходили для поклонения к месту рождения Божественного младенца. Но римский император Андриан, препятствуя христианам собираться на месте Рождества Христова, поставил на святом месте статую Адониса. Святая равноапостольная царица Елена, по прибытию в Вифлеем, очистила святые места от идолопоклонства и украсила «пещеру Рождества» драгоценным мрамором.

В середине 320-х годов царицей Еленой, по указанию императора Константина Великого, над местом рождения Иисуса Христа был заложен Храм Рождества Христова. Его освящение состоялось в 339 году. К сожалению, первых храм, построенный Еленой и Константином, был уничтожен пожаром в 529 году, в ходе восстания самаритян.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении храма. По приказу Юстиниана строительство нового храма началось в 531 году. В результате храм был не только восстановлен, но и значительно перестроен и расширен. И с тех пор богослужение в нем практически не прерывалось.

Поразительно, но храм Рождества Христова вот уже в течение почти 15 веков ни разу не был разрушен, а только обрастал пристройками. Время, природа и люди отнеслись к нему весьма бережно, в отличие от других христианских святынь на Ближнем Востоке. Со времени его строительства Юстинианом в главных очертаниях храма и его архитектуре больших изменений не произошло. О чем свидетельствуют многочисленные воспоминания паломников разных времен.

Примечательно, что построенный Юстинианом храм, чудесным образом не пострадал и во время персидского нашествия на Святую Землю (612 – 629 годы), в то время как другие христианские святыни были «стерты с лица земли». Согласно преданию, при строительстве первого храма, царица Елена распорядилась украсить западную сторону его фасада  мозаикой, на которой была изображена сцена  поклонения Волхвов (персов по происхождению) и Богоматерь с младенцем на руках. Персы были поражены сюжетом, изображающим их соотечественников, и из-за благоговения перед предками сохранили храм. К сожалению, сама мозаика до наших дней не сохранилась.

Пощадили храм и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, и часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Интерьер храма

Снаружи храм облицован тесаным камнем и по внешнему виду больше напоминает крепость, с расположенной прямо перед ним площадью (площадь «Яслей»). О том, что это христианский храм свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Когда-то в храм Рождества Христова вели три входа, в дальнейшем два из них замуровали. Впоследствии и в последнем оставшемся входе оставили  только узкий проход (высотой – 1,2 м, шириной 0,8 м), а все остальное пространство заложили камнями. Чтобы исключить возможность въезда в храм верхом на лошадях, верблюдах или ослах, а так же в целях защиты храма от разграбления во время вражеских набегов. В настоящее время о первоначальных размерах входа можно судить по сохранившимся очертаниям арки. Сегодня невозможно войти в храм, не склонив головы, поэтому вход в него еще называют –  «Вратами Смирения».

Если первый храм, построенный Еленой и Константином, в общих чертах повторял храм Гроба Господня, то одной из запоминающихся особенностей храма, построенного Юстинианом, стали 4 ряда колонн (по 10 в каждом) из розового вифлеемского мрамора. В XII веке  крестоносцы украсили колонны коринфскими капителями.

В верхней части колонн можно увидеть росписи, обнаруженные совсем недавно в 2018 году в ходе реставрационных работ, выполненные горячим воском (энкаустика). Росписи относятся к XII веку и изображают различных святых, причем как католических, так и православных, и ветхозаветных.

Долгое время искусствоведы не могли понять, по какому же принципу эти колонны расписывались иконописцем. Впоследствии выяснилось, что это были заказы богатых паломников, которые могли  позволить себе заказать изображение любимого ими святого. А поскольку в XII веке разделение на католиков и православных только-только произошло, то одинаково почитали и тех и других святых.

В XII веке все стены храма были украшены знаменитой вифлеемской мозаикой, от которой сегодня остались лишь фрагменты. По левой стороне храма на мозаичной панно были изображены все Решения Поместных Церковных Соборов. В верхнем ряду мозаики изображены ангелы, идущие к пещере Рождества.

По правой стороне храма сверху на мозаичной панно были изображены все Решения Вселенских Церковных Соборов. В нижнем ряду были изображены все святые, перечисленные в главе 1 Евангелия от Матфея,  – родословие Иисуса Христа.  

От первого храма, построенного Еленой и Константином, в современном храме лучше всего сохранились полы. Фрагменты мозаики, которых можно разглядеть и сейчас, через деревянные крышки люков.

Ветви христианства и храм

Храм находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско – католической церкви. Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили его между собой:

  • главный алтарь, устроенный над местом рождения младенца Иисуса, принадлежит грекам;
  • маленькая часовенка «придел Яслей», построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения – католикам;
  • армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма.

Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

В пристройках к храму православная, армянская и католические церкви содержат свои монашеские общины. С юго-западной стороны к храму Рождества примыкает армянский монастырь Святой Троицы, с юго-восточной – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. Через небольшую боковую дверь из храма можно попасть во внутренний дворик францисканского монастыря святого Иеронима и церкви Святой Екатерины, главного католического прихода в Вифлееме.

Главные святыни храма

Пещера Рождества – согласно Евангелию именно в этом месте родился Иисус Христов. В пещеру ведут 2 лестницы – южная и северная. Как правило, паломники спускают по южной лестнице, а поднимаются по северной.

Место рождения Иисуса в пещере Рождества обозначено 14-ти конечной серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую. Внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос).

В южной части пещеры Рождества, слева от входа, располагается «предел Яслей», обозначающий место, которое служило младенцу Иисусу колыбелью. Подлинная кормушка для скота (ясли) в которую Богородица положила новорожденного Иисуса, были вывезены крестоносцами в Рим, а оттуда в Ватикан. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад.

Чудотворная икона «Вифлиемской Божьей Матери» – единственное изображение Богородицы, на котором она улыбается. Второе название иконы – «В радости». Считается, что улыбка Пресвятой Богородицы сулит молящимся перед ней надежду на помощь, заступничество и исцеление от недугов. Икона располагается с правой стороны от южного входа в пещеру Рождества.

Историки приходят к выводу, что икона «Вифлиемской Божьей Матери» была написана на Руси, но вот только кем и когда доподлинно не известно. В конце 19 века, от имени царской семьи икона была преподнесена в дар Храму Рождества Христова в Вифлееме, в честь чудесного исцеления великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Примечательно, что оклад чудотворной иконы изготовлен из парчового платья княгини Елизаветы Федоровны (святой преподобной мученицы Елизаветы), усыпанного бриллиантами и другими драгоценными камнями.

Пещера Вифлеемских младенцев (святых мучеников), находится напротив пещеры Рождества. Согласно, Евангелию от Матфея,  услышав от волхвов весть о рождении нового  царя Иудейского, Ирод понял эти сзал убить всех младенцев мужского пола в возрасте от 2-х лет и ниже  в  Вифлееме и во всех пределах его. Это событие известно в истории как «избиение младенцев». Сегодня мощи Вифлеемских младенцев считаются святыми, им молятся женщины,  чьи дети умерли в младенчестве и те, кто делали аборты.

В Храме Рождества принято молиться в основном о здравие. Записки с именами родных можно оставить у правого входа в пещеру Рождества, там есть небольшая церковная лавка, записки принимает греческий монах, который говорит по-русски.

Сегодня Храм Рождества Христова в Вифлееме, наряду с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме, является один из двух главных христианских храмов Святой Земли.

В  2012 году храм Рождества Христова в Вифлееме был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Оставить отзыв